Интервью

Интервью с писателем. Арина Полякова.

24.11.2016
img_1241-1-702x336
Вы знаете, я, наверное, не смотря на всю свою открытость и восприимчивость — консерватор. Долго сопротивлялась «еще одной соцсети-непонятно-зачем-мне». А как оказалось, Инстаграм — прекрасное место для знакомства с очень интересными людьми.

Именно там мне удалось познакомиться с Ариной Поляковой. Ее короткое описание себя перевернуло мой мир, мне показалось, что вот она — моя параллельная реальность (когда-то я тоже мечтала писать про разное историческое), к которой можно прикоснуться. Арина — писательница, историк, блогер, со-владелица ресурса https://viewstockholm.com, с 2014 года живет в Стокгольме.

arina

Обучение и Первая книга

Наташа: Арина, расскажи, пожалуйста, как так получилось, что уже в 15 лет ты стала студенткой Исторического факультета МГУ? Это довольно рано. Сложно ли было учиться?

Арина:  В 10 классе родители перевели меня в экстернат, чтобы я окончила школу раньше, и была возможность ещё год подготовиться к институту. Но я решила не тянуть и в конце весны поставила их перед фактом, что поступать буду сразу. Учиться было не сложно. Я люблю историю, и погружение в неё на первом курсе было для меня сродни поездке в Диснейленд.

Наташа: Как ты приняла решение о поступлении именно на Исторический факультет? Поддерживали ли тебя родные в этом? Не было ли у них стереотипов, вроде того, что Историей «не проживешь»?

Арина: Наоборот, именно родители решили, что история — отличная база, на которую может лечь в дальнейшем любое другое образование. Сомнений при поступлении не было — история всегда была моей страстью. А после посещения Дня открытых дверей на истфаке МГУ им. М.В. Ломоносова, все вопросы отпали окончательно, так как я сразу почувствовала — это мой дом.

Наташа: Расскажи подробнее о том, как писалась твоя первая книга. Я знаю, что это доработанный дипломный проект. Дописывала ли ты ее сама или у тебя был научный руководитель/ редактор?

Арина: Конечно, у меня был научный руководитель во время написания дипломной работы. Мы провели достаточно большую работу вместе, но до монографии я дорабатывала диплом уже сама. Спустя некоторое время это оказало мне добрую службу при поступлении в аспирантуру МГИМО (У) МИД России, так как далеко не все аспиранты могут похвастаться наличием собственных опубликованных монографий.

 

Книги и фильмы: 

book1

 

book2

Самиздат. Работа над книгой. 

Наташа: Расскажи, пожалуйста, кратко о том, как строилась работа с издательством?

Арина: Я предпочитаю работать с самиздатом — самостоятельным изданием книг. И в этом есть масса преимуществ: во-первых, не надо никуда отправлять свою рукопись и ждать от полугода до года принятия решения редакцией, будет ли она её вообще печатать или нет, и потом, никто не даёт при этом гарантий, что рукопись не будет украдена или потеряна; во-вторых, автор сам выбирает, как будет выглядеть его будущая книга, на какой бумаге будет напечатана, сколько цветных или чёрно-белых иллюстраций будет добавлено и в каком объёме; в-третьих, можно устанавливать свою цену на книги перед их продажей (свой гонорар до дистрибьюторских и магазинных наценок), что позволяет не зависеть от рабской процентной ставки издательств. Если мне предоставляется возможность выбора, то я всегда выберу тот вариант, который даёт мне действовать независимо и свободно от обстоятельств, поэтому это самиздат. Единственный его минус состоит в том, что в издание приходится вкладываться самостоятельно. Впрочем, если вы не стремитесь напечатать сразу несколько тысяч экземпляров, можно всегда начать с 50 или 100 книг или обратиться к услуге «Печати по требованию» (Print on demand). В настоящее время наблюдается тенденция того, что современные авторы всё чаще предпочитают издаваться именно самостоятельно, нежели ждать «у моря погоды».
После того, как книга опубликована, и все книжные коды присвоены, у меня есть свой дистрибьютер от издательства, который занимается реализацией книг на территории всей России. Если рассматривать это так, то процесс издания книги оказывается очень приятной вещью.
Наташа: Как обычно строится твоя работа над книгой? Есть ли какие-то свои «фишки» организации процесса, что прежде всего тебя мотивирует на этом непростом пути? Сколько времени может занимать написание одной книги (или сколько в среднем времени у тебя уходит на работу над книгой)?
Арина: Прежде всего, я не называю это работой. Писательство для меня — это полёт души, искусство, страсть и самая главная в жизни интрига. На мой взгляд, писателем нельзя работать — им можно только быть. Поэтому и писать я могу только тогда, когда горит мысль, когда есть полёт пера и огромное вдохновение. Конечно, бывают дни, когда я понимаю, что должна сесть за книгу и закончить начатое, но если это стремление было не от чистого сердца, а скорее веление совести, то писать в такие моменты оказывается чрезвычайно тяжело, и фразы выходят какими-то корявыми, мысли нестройными. Но если это было абсолютной необходимостью сердца, то страницы просто летят одна за другой, и дальнейшее впечатление у читателя будет совершенно другим …
Если всё же разобрать творческий процесс на составные части, то любая книга всегда начинается с идеи. Дальше необходимо определить жанр, в котором она должна быть написана, досконально изучить тему. В моём случае, это в основном были книги на историческую тему, поэтому для успешного написания, мне было необходимо иметь доступ ко всей литературе на языке оригинала и архивным материалам, поскольку историческая литература представляет из себя всё же научное исследование, чем беллетристику. То же самое и со сказками, книгами в стиле фэнтези и прочими жанрами — автор, прежде всего, должен сам глубоко разбираться в своей теме.
Для меня очень важен сам антураж написания, поэтому я всегда стараюсь создать для себя наиболее благоприятную атмосферу, позволяющую полностью посвятить себя этому процессу: широкий стол, на котором можно свободно разложить все подручные материалы (предпочитаю работать только с букинистической литературой, желательно первого издания, с пожелтевшими от времени хрупкими страницами и лёгким запахом старого книжного хранилища, который немножко напоминает запах плесени — это мой маленький каприз, как историка), удобное кресло, хороший компьютер, чашечка ароматного чая или горячего шоколада, и обязательно горящая свечка (почему-то огонь всегда был неотъемлемым атрибутом всей моей писательской деятельности). Очень люблю писать в тёмное время суток, иногда засиживаясь далеко за полночь.
На написание одной книги (вместе со всеми вычитками и правками) уходит от шести до восьми месяцев, но при этом я начинаю работать примерно в 12-13 часов дня, и заканчиваю глубокой ночью. Сейчас я работаю над книгой, которую, к моему огромному сожалению, я не могу закончить вот уже больше двух лет, так как постоянно возникают параллельные проекты, которые требуют абсолютного внимания, а вернуться обратно к процессу после долгих пауз порой бывает мучительно сложно.

stokholm
О личном
Наташа: Расскажи, пожалуйста, что тебе больше всего нравится о жизни в Стокгольме. Скучаешь ли по Москве?
Арина: Мне нравится шутить, что Стокгольм — это большая деревня. Люди здесь более добродушные, жизнь умеренная и очень стабильная. Во всей Швеции население составляет всего 9 миллионов человек, в то время как в одной Москве насчитывается больше 12 миллионов людей, не считая незарегистрированных жителей, коих, не сомневаюсь, ещё может оказаться несколько дополнительных миллионов.
По Москве я не скучаю, впрочем, как и ни по одному другому городу мира. Я скучаю по людям… Для меня дом там, где моя семья, поэтому я стараюсь довольно часто навещать свою семью в России.
Я думаю, что Швеция это тоже лишь один из этапов в жизни, и я с удовольствием хотела бы попробовать пожить где-то ещё кроме Берлина, Кембриджа и Стокгольма. Скажем, где-нибудь в Исландии…

Наташа: Пришлось ли тебе работать «на кого-то», или же ты сразу посвятила себя писательскому труду?

Арина: И да, и нет. Писательский труд — это призвание и стиль жизни, но были такие этапы, когда мне приходилось работать в офисе. К счастью, это было непродолжительно, потому что офисная работа меня попросту уничтожает, как личность. Но даже из этого я вынесла полезные для себя уроки и навыки, о чём совершенно не жалею.

Наташа: И еще нескромный вопрос, на который можно не отвечать, если не хочется: удается ли зарабатывать «на жизнь» тем трудом, который ты выбрала? То есть приходится ли писать тексты за деньги для кого-то или может быть даже работать в каком-то другом качестве, или же ты все время посвящаешь писательскому и блогерскому труду и пишешь о том, о чем сама считаешь нужным писать?
Арина: Первые книги, как и у всех, были имиджевыми. Прежде чем писатель сможет достойно зарабатывать своим трудом, он должен закрепить своё имя и вызвать интерес к своим работам. Обратная реакция, пожалуй, началась только сейчас.
Однажды мне предложили написать биографию одной женщины за деньги (имеется в виду написать её биографию за неё), но я отказалась, поскольку поняла, что быть писателем-призраком не смогу.

Иногда бывает, что я соглашаюсь написать спонсорские статьи, но только в том случае, если мне это самой интересно.

К блогерству я всегда относилась довольно цинично, пока мне не предложили попробовать это самой в компании View Stockholm. Мне понравилось. А сейчас я уже являюсь совладельцем и акционером этой компании. Вот так никогда не знаешь, куда закинет тебя жизнь дальше… 🙂 Печальная сторона в том, что, увы, при этом находить свободное время на другие вещи становится всё сложнее.

Про мечты и цели

Наташа: Как ты все успеваешь? Как начинается и заканчивается твой день? Какие обязательные вещи в нем присутствуют? Как ты относишься к планированию и на какой период составляешь себя планы (год, месяц, 5 лет — глобальные, краткосрочные)?
Арина: Я очень люблю планирование, но это представляет собой скорее глобальные цели, чем ежемесячные списки. Особенно это помогает, когда за один день нужно сделать 150 различных дел, и уследить за всем физически невозможно, тогда я пользуюсь приложением в телефоне, куда вношу весь список дел, а потом по мере выполнения вычёркиваю по одному.
День начинается и заканчивается поздно. Я — глубокая сова… Просыпаюсь примерно в 10-11 часов утра и ложусь в 2-3 часа ночи. Поскольку работа почти всегда затягивается до полуночи, мне только в это время удаётся уделить парочку часов себе. Сейчас дни очень насыщенные, так как у меня много параллельных проектов (я бы сказала, даже слишком много) — издание книги на шведском языке, работа над уже наполовину написанной биографией Уоллис Симпсон, блог о Стокгольме, а также очень много времени занимает общения с людьми , так как социальная составляющая является очень важным аспектом а работе с компанией View Stockholm. Мне очень грустно, что именно на писательство (в самом аскетичном смысле этого слова) остаётся времени всё меньше.

Наташа: Как ты относишься к тому, что появляется все больше проектов о личностном росте, самопознании, изменении привычек, о коучинге и других вещах подобного рода.

Арина: Честно говоря, никак… Я не люблю подобного рода литературу — у меня на неё просто нет времени. Я всегда считала, что человек может расти и познавать себя самостоятельно, без чьей-либо помощи. А если он прибегает к такого рода тренингам, то просто ленится всё это делать самостоятельно. Мне кажется, что личностный рост — это очень гармоничное и естественное состояние, когда человек чем-то интересуется, к чему-то стремится; когда он не замыкается на быте или чём-то очень обыденном. Наверное, это не совсем подходящий вопрос к людям творческих профессий, так как, в большинстве, у них жизнь бьёт ключом и они находятся в перманентном поиске истины и прекрасного. На мой взгляд, это больше применимо к офисным профессиям, где, к сожалению, рост и личностное развитие довольно ограничено, а люди проводят большую часть своих жизней в замкнутых пространствах и определённых рамках.

Наташа: Чтобы ты посоветовала тем, кто стремиться жить своей жизнью? Как преодолеть стереотипы и не сломаться в пути?

Арина: Как бы это банально не звучало, я бы им советовала просто быть собой, а главное, не бояться этого.

Приведу пример моей подруги, которая всю жизнь училась, чтобы работать топ-менеджером в одной из очень крупных и престижных компании по продаже элитной косметики. У неё была очень высокая зарплата, свой отдел, она возглавляла открытие новых филиалов, но при этом она не была счастлива, мечтая с детства быть кондитером. И вот, однажды, накопив достаточно денег, чтобы самостоятельно оплатить обучение, она отправилась в Лондон на продолжительное время с целью освоения новой профессии. И сегодня она очень преуспевающий кондитер, у которой нет отбоя от заказов, а её сладкие творения могут свести с ума своим вкусом и эстетикой даже самых избалованных критиков. Поэтому никогда не надо бояться бросить всё и следовать за мечтой, если это может сделать вас счастливыми! Перемены — это не страшно, перемены — это как раз то, что позволит вам сделать новый шаг для личностного роста и узнать про себя очень много нового (возвращаясь к теме предыдущего вопроса).

Наташа: Какие твои советы начинающим авторам?

Арина: Не бояться делать ошибок. Пробовать. Творить. Вдохновляться. И не оглядываться назад…

Наташа: До Нового Года всего месяц, что бы ты пожелала моим читателям?

Арина: Я желаю всем любви, счастья, радости, здоровья близким и новых успехов! Желаю открыть все те двери к мечте, которые до сих пор почему-то было страшно открыть. Желаю двигаться вперёд и не бояться трудностей. И, конечно, счастливого Нового Года!

Об Арине в деталях: 
Официальный сайт: http://www.polyakova-arina.com
В публикации использованы фотографии Арины и Matias Larhag (фото Стокгольма). 

You Might Also Like

No Comments

Leave a Reply